• Навык как пить воду (0)
  • "не додходит не под один раздел" (6)
  • НАБОР АДМИНИСТРАЦИИ (6)
  • Аватарки (14)
  • Авторский сайт Анатолия Агаркова (0)
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Diana, Ferluci  
    Форум » . » новости и сплетни в мире искусства » Довлеет дневи злоба его (После фантастических разборок в концах света (Метро 2033))
    Довлеет дневи злоба его
    FerluciДата: Среда, 04.08.2010, 12:38 | Сообщение # 1
    Писатель
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 474
    Статус: Offline

    Довлеет дневи злоба его

    После фантастических разборок в концах света (Метро 2033–2034, «Сумерки 2012») автор реальных нацбестселлеров вдруг обнаружил те же самые концы у всех на виду и под боком в Кремле, Патриархии, бизнесе, пиаре. И все эти монстры, что наскакивали на людей после мировой катастрофы в тоннелях московского метро, перебрались в представителей вертикали власти и российский бомонд. Время от времени они улыбаются, показывая зубы из-под вполне узнаваемых масок.

    «Рассказы о Родине» Глуховского это сатира фантаста. Такая фантастическая сатира.

    Другой, впрочем, в России и не бывает. Если кто забыл Глуховский напомнит Гоголя, Щедрина с Булгаковым. Можно также трактовать «Рассказы» как неореализм поскольку ничего такого уж невероятного, чего бы ни делали сегодня реальные люди, его монстры во власти не совершают. Кто-то обнаружит в книжке поэзию и увидит в этих острых и едких текстах просто развернутые и проиллюстрированные фантастическими сюжетами сравнения, извлеченные из блоггерских перепалок.

    Профессор-геофизик Штейн пробурился сквозь земную кору, обнаружил там натуральную преисподнюю с чертями, душами грешников, сковородками, адским пламенем и прочим.

    Срочно летит в Москву доложить о чертовщине на ученом совете, а по пятам незнакомые голоса в телефон: «Не говори никому, не надо».

    И ученый совет сорван, и внучка похищена, и сделку предлагают те, кто вступил в сговор с преисподней оттуда нефть и газ, туда — души обманутых россиян.

    Вот так. Иногда покруче, иногда помягче.

    Но вещество, составляющее вертикаль власти по запаху и природе у Глуховского неизменно.

    На строительстве Москва Сити давно ничего не строят. Поскольку расчленять гастарбайтеров на органы и торговать ими выгоднее распила откатов. Приходят органы правоохранительные. Прижимают. Требуют свою половину с доходов…

    Россия у Глуховского, конечно же, гоголевская.

    Разве что прокурор с губернатором Гога и Магога не в воображении мизантропа Собакевича, а и в самом деле бандиты… Нелишенные, впрочем, даже психологизма, иллюзий и поисков смысла, материалистичного, как шмон, пайка и шконка.

    У замгубернатора — бандита по кличке Бельмондо исполняется голубая мечта детства. Он летит в Париж, подышать воздухом свободы, который грезился ему в душной камере юности во время отсидки. Прилетел, а воздуха-то и нет. За бабло без очереди в Мулен Руж не пройдешь. Певичку со сцены не снимешь. Ну, какая ж это свобода?

    Все, что хочет сказать Глуховский пишет огромными буквами.

    Слепой услышит, глухой увидит. Его образы плоски, грубы и плакатны. Если окна, то не РОСТа, скорее деградации персонажей, а возможно гипотетических читателей. Литература мегафона, площади, скоморохов и кукрыниксов. Сатирический кич и граффити на стене гаража… Лубок и политанекдот, лишенный изящества. Важно что, а не как. Вся злоба дня сегодняшнего в его рассказах.

    День пройдет злоба останется с ней не поспишь.

    Россия расчленена. Разрублена по горизонтали. Две страны кремлевская и остальная. Взяточная и честная. Двухэтажная без сообщения между этажами. Соединяется только рейтингами в момент рокировки президента с премьером. Лица пробившихся на верхний этаж это какие-то свиные рыла из Босха. Те, что глумятся над маленьким Христом там внизу, над этим русским юродивым, чудаком, не от их мира, а от мира сего, нижнего. Это тот самый профессор Штейн, который долго выясняет, какая область не интересна представителем преисподней из «Газпрома» и подается в астрофизики. Это следователь с Петровки, не берущий взяток вот какое чудо.

    Странно, но типы эти русские, противостоящие вертикали, кажутся каким-то чудовищным преувеличением, гротеском и гиперболой.

    Никакого противостояния не получается. Как и шока от изображения обитателей верхушки вертикали.

    Все сравнения слишком очевидны. Они на слуху и языке.

    То, что нынешняя власть в сговоре с дьяволом это вам любой патриот скажет. То, что Родина для них лишь слоган и рекламный ход, чтоб увеличить рейтинг продаж собственной популярности — очевидно. То, что они вообще инопланетяне и взятки им нужны чтобы отремонтировать корабль, на котором прилетели — почему бы и нет. И то, что в случае чего, они сядут на свои инопланетные корабли в башнях Кремля и катапультируются из России грубо, но верно.

    Ну да. Вот такая у нас Родина, сынок.

    Действительность кошмарней и абсурдней любых фантастических допущений. И как о ней писать, чтоб мир не задремал от твоих побасенок бог его знает.

    Впрочем, что так оно и будет и от рассказов о Родине живущие на ней не вздрогнут, автор догадывается. В финальном рассказе старосветские пенсионеры в глубокой провинциальной деревне даже ядерной войны, стеревшей правительства и столицы мира, не заметили. Живут, как жили. Огурцы поливают. Яйца на масло друг у друга меняют. И пенсия им не нужна.

    Жизни нет, а они живут. Ну, разве таких проймешь каким-то там криком вдруг пробудившегося от коммерческого успеха фантаста?

    Дмитрий Глуховский. Рассказы о Родине. М., АСТ: Астрель, 2010.

    Прикрепления: 7585094.jpg (16.7 Kb)


    with a-rub-a-dub-dub! and a-rub-a-dub-dub! wash your dirty face!
    Мои работы:
    http://newpisateli.ucoz.ru/forum/7-52-1
    http://newpisateli.ucoz.ru/forum/7-156-1
    http://newpisateli.ucoz.ru/forum/8-343-1
     
    Форум » . » новости и сплетни в мире искусства » Довлеет дневи злоба его (После фантастических разборок в концах света (Метро 2033))
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Top-uCoz
    счетчик посетителей сайта