Мы
лишь тогда в полной мере сопереживаем герою, когда легко идентифицируем
себя с ним и мысленно испытываем все то, что выпало на его долю. В
результате нам точно так же хочется разрешить конфликтную ситуацию, в
которую он попал, и найти ответы на заданные вопросы.
Как
сделать, чтобы читатель воспринимал героя будто самого себя? Существует
действенный прием: каждую сцену мы должны прописывать так, словно видим
ее глазами того или иного героя — то есть фокального персонажа.
Мы лишь тогда в полной мере сопереживаем герою, когда легко
идентифицируем себя с ним и мысленно испытываем все то, что выпало на
его долю. В результате нам точно так же хочется разрешить конфликтную
ситуацию, в которую он попал, и найти ответы на заданные вопросы. Как
сделать, чтобы читатель воспринимал героя будто самого себя? Существует
действенный прием: каждую сцену мы должны прописывать так, словно видим
ее глазами того или иного героя — то есть фокального персонажа.
Противоположная
резная дверь открылась, вошел тот, тяпнутый, оказавшийся теперь в ярком
свете очень красивым, молодым с острой бородкой, подал лист и молвил: — Прежний...
Тотчас бесшумно исчез, а Филипп Филиппович, распростерши полы халата,
сел за громадный письменный стол и сразу сделался необыкновенно важным и
представительным. Нет, это не лечебница, куда-то в другое место я
попал, — в смятении подумал пес и привалился на ковровый узор у тяжелого
кожаного дивана, — а сову эту мы разьясним...
— М. Булгаков «Собачье сердце»
Фокальный персонаж в этом отрывке — пес Шарик: именно с его точки
зрения мы смотрим и на Филиппа Филипповича, и на тяпнутого, и на сову.
В коротких произведениях и романах с одной сюжетной линией, как
правило, присутствует один-два фокальных персонажа. В сложных эпических
произведениях их число переваливает за дюжину.
Основные правила работы с фокальным персонажем:
1) Ничего лишнего. Мы называем предметы так, как их называет фокальный
персонаж, знаем ровно столько, сколько он знает, и прописываем лишь те
эмоции, на которые он способен. Высший пилотаж — менять стиль
повествования в зависимости от того, чьими глазами мы смотрим на
происходящее.
2) Когда речь идет о фокальном персонаже, не
обозначайте его словами, указывающими на пол, возраст, профессию,
социальный класс, должность и внешний вид. Например: «мальчик»,
«бухгалтер», «графиня», «нищий», «неряха». Эти определения используют
другие люди — те, с кем общается герой. Очевидно, что сам себя он может
называть только по имени, фамилии или прозвищу, которое ему нравится.
Петя, затаив дыхание, смотрел на Машу. Ему вспомнилось все — и путешествие на дачу, и велосипедная прогулка, и купание в пруду. — Ты надолго приехала? — спросил он. Маша пожала плечами. — Посмотрим. Надо дождаться отца — он решит. — Оставайся! — чужим голосом проговорил бедный юноша.
«Бедный юноша» в данном случае звучит фальшиво: эти слова выбивают
читателя из образа Пети и показывают, что на самом деле мы смотрим на
него со стороны.
3) Одна сцена — одна точка зрения.
Настя достала из кармана бластер. «Ну сейчас ты у меня получишь!» —
подумала она. Четвероухий монстр съежился. «Только не в пузо! Только не в
пузо!» — мысленно взмолился он.
Такое повествование называется
«прыганье по головам»: в одном предложении мы смотрим на происходящее
глазами Насти, в другом — глазами монстра.
Разумеется, можно
описывать сцену не только с точки зрения фокального персонажа. Например,
Лев Толстой повсеместно использует «точку зрения вездесущего автора»,
когда писатель знает все, что творится в головах персонажей, и дает
комментарии их мыслям и поступкам.
При таком подходе читатель
превращается не в свидетеля или соучастника событий, а в слушателя
автора-рассказчика. Метод этот хорош тогда, когда по ходу дела автор
должен постоянно делать лирические или философские отступления.
Еще один вариант — повествование от первого лица: автор описывает
события так, как будто они случились с ним самим. Эффект будет тем же,
что и при рассказе от имени фокального персонажа, однако у этого способа
есть один существенный недостаток: мы не можем «залезть в головы» к
другим героям и посмотреть на ситуацию с альтернативной точки зрения.
|